«Зелёные» концепты и ориентиры

Зелёное строительство, охватывает в целом многие горизонты: от выбора экологически чистых строительных материалов до определения места под строительство. Зелёная химия, нацеленная на изобретение, дизайн, применение химических продуктов и процессов, сокращающих или сводящих на нет использование и образование безобидных субстанций, представляется панацеей от многих воздействий вредных веществ. Зелёные нанотехнологии, подразумевающие обработку материалов в масштабах нанометров с применением принципов зелёной химии и зелёного строительства. Экологически чистые продукты, предусматривающих поиск материалов, составляющие которых или методы производства которых обладают наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

 

К сожалению, экологические программы и стратегии по охране окружающей среды не носят системный характер, общие положения и задачи для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития в большинстве имеют чисто номинальный характер. В результате социально-экологическая ситуация меняется слабо, не только не стабилизируется, а даже ухудшается. Во многих регионах деградационные процессы затронули огромные экосистемы, и как следствие экологические проблемы в регионах становятся все более актуальными и требуют детального расследовании, юридического толкования и правительственных решений.

 

Для более четкого определения экологической безопасности и экологической политики Правительством РФ была принята «Экологическая доктрина Российской Федерации», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года, № 1225-р, где стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества. В документе оптимизированы задачи для повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Предполагается, что в государственной политике для принятия скоординированных масштабных мер по преобразованию существующих экономических систем произойдут структурные изменения (сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологических производств), которые и станут ключевой целью экологической политики на ближайшие несколько десятилетий.

 

А с принятием 30 апреля 2012 года «Государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», которая основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, на принципах и нормах международного права, на федеральных и конституционных законах, и Постановления «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», уже законодательно утверждается и обеспечивается экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, реализуется право каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 

В этих документах для достижения долговременной экономической устойчивости и развития экономического регулирования рыночных инструментов по созданию экологически чистых технологий предлагается переход к системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов, что по нашему мнению, является движущей силой и основой экологически ориентированного роста экономики.

 

Ключевую роль в этом процессе должен сыграть переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модели экологически сбалансированной (адаптированной) модернизации экономического развития, экологизации экономики.

 

Для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления, предлагается реализация новых продуктивных мер государственного регулирования. В документах подчеркивается, что увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5% ВВП позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза существенно повысить энергоэффективность. А это, прежде всего, внедрение экологически эффективных инновационных технологий, которые позволят снизить экологические риски и ряд вызовов, в том числе на истощение ряда критически важных ресурсов, снизят рост техногенной нагрузки и загрязнение природных сред.

 

Таким образом, постепенный переход на рельсы «зеленого» роста будет достигаться за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов.

 

Однако рассчитывать на положительные результаты «зеленого» роста в российской экономике можно только в определенных пределах. Устойчивое развитие на перспективу зависит от решения таких вопросов, как обеспечение сложившейся природоемкой промышленности необходимым для производства сырьем при одновременном уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду, учет экологического фактора.

 

Эксперты ПРООН выделяют пять приоритетных секторов для реализации концепции перехода к «зеленой» экономике:

 

Энергия (электроэнергия, тепло, нефть и газ). Уменьшение вредного воздействия и переход на альтернативные виды энергетики;

 

Вода. Одно из приоритетных направлений для государства, которое стремится сократить потребление воды вдвое до 2020 г.;

 

Отходы. Правительство стремится увеличить текущий уровень утилизации отходов до 70% к 2020 году год;

 

Сельское и лесное хозяйство должны наращивать производство без ухудшения плодородия почв и экологии в целом;

 

Транспорт. Большинство перевозок в РФ проводится на дизеле/бензине, что требует также разработки альтернативных «зеленых» подходов для повышения торгового потенциала страны.

 

Необходимость опережающего развития этих секторов, отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве и «зеленые» технологии в промышленности требует неотложного своего решения и вписывается в пределы экологических возможностей Российской Федерации.

 

Следует отметить, что четкое понимание перехода от традиционной модели экономического роста к «зеленой» экономике – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего земного шара в целом, а продвижение «зеленой» экономики – это основной способ и единственный.

 

Организация объединенных наций (Программа по окружающей среде ЮНЕП), так и другие международные организации (Глобальный институт «зеленого роста» (GGGi), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и др.) играют активную роль в продвижении «зеленого роста». Таким образом, все международное сообщество объективно вынуждено искать пути для перехода к «зеленой» экономике – экономике, которая, опираясь на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышает благосостояние людей и снижает риски для окружающей среды.

 

Являясь промышленно развитой страной, Россия обладает своими характерными экологическими, экономическими и социальными проблемами, отличаясь неблагополучной экологической ситуацией, связанной с недостаточным учетом экологического фактора при планировании развития промышленности в предыдущие годы. В этой связи особую актуальность приобретает стратегическое перспективное планирование с принятием неотложных и эффективных мер по стимулированию инвестиций в инновационные экотехнологии и продукты, чтобы обеспечить синергизм между тремя основными уровнями развития – экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающей среды и здоровья людей. Сейчас важен системный подход к планированию долгосрочного социально-экономического развития РФ, с анализом современных природных и техногенных процессов, как основы глубокого научного переосмысления экологической ориентации общественного производства и оптимизации динамичного развития экономики, определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого развития.

 

И уже исходя из общей идеологии концепции устойчивого развития, вопросы определения долгосрочных социальных и экологических последствий современного экономического развития являются основными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р., где цель экологической политики обозначена довольно четко:

  • значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производства;
  • внедрение и использовании экологически чистых и(или) энергосберегающих технологий;
  • создание экономических стимулов для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами;
  • экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики. (Целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест).

 

Исходя из общей идеологии Концепции устойчивого развития, следует отметить, что в РФ до сих пор не принята Государственная Стратегия устойчивого развития, несмотря на Указ Президента РФ с поручением Правительству РФ. Очевидно это произошло в связи с серьезной критикой в адрес разработанного проекта многих отечественных ученых, изучающих данную проблему.

 

Для перехода России на путь устойчивого развития требуется тщательно скоординированные действия во всех сферах экономически промышленного потенциала РФ, переориентация экономических, экологических и социальных институтов и приоритетных направлений. Реализация принятой в 2002 году «Научной основы стратегии устойчивого развития РФ» дала толчок принятию целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 г.», которая затем и была положена в основу «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.).

 

Для разработки эффективной инновационно ориентированной модели перехода России на путь устойчивого развития необходимо повышение эффективности использования действующих институтов – технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширение поддержки инновационных кластеров, внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий, связанных с технологическими инновациями.

 

В связи с этим разрабатываются стратегии и государственные Программы развития отдельных отраслей и комплексов.