Зелёная экономика

Зеленая идея

Наша планета Земля и окружающее человека природное пространство — не только биологическая среда, обеспечивающая наше существование.

Природа — живой организм, активно реагирующий на все стороны человеческой деятельности, полноценный участник экономических и социально-политических процессов нашего общества.

Вода, земля, воздух, недра — определяют качество нашей жизни.

Это ключ к социальной политике страны.

Какая экология — такое и качество жизни.

Экология — это устав, по которому строится порядок в семье и государстве.

Если человек понимает, принимает и выполняет законы Природы, то Природа помогает ему в решении его жизненных задач.

Если человек находится в конфликте с Природой, возникают болезни, невзгоды, национальные конфликты, войны и катастрофы.

Экология должна стать политикой третьего тысячелетия, так как только экологическая система мировоззрения способна объединить представителей всех национальностей, религий и общественно-политических движений.

В этом — суть «зеленой» идеи, имеющей все основания стать общенациональной идеей России в третьем тысячелетии.

«Зелёные» концепты и ориентиры

Зелёное строительство, охватывает в целом многие горизонты: от выбора экологически чистых строительных материалов до определения места под строительство. Зелёная химия, нацеленная на изобретение, дизайн, применение химических продуктов и процессов, сокращающих или сводящих на нет использование и образование безобидных субстанций, представляется панацеей от многих воздействий вредных веществ. Зелёные нанотехнологии, подразумевающие обработку материалов в масштабах нанометров с применением принципов зелёной химии и зелёного строительства. Экологически чистые продукты, предусматривающих поиск материалов, составляющие которых или методы производства которых обладают наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

К сожалению, экологические программы и стратегии по охране окружающей среды не носят системный характер, общие положения и задачи для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития в большинстве имеют чисто номинальный характер. В результате социально-экологическая ситуация меняется слабо, не только не стабилизируется, а даже ухудшается. Во многих регионах деградационные процессы затронули огромные экосистемы, и как следствие экологические проблемы в регионах становятся все более актуальными и требуют детального расследовании, юридического толкования и правительственных решений.

Для более четкого определения экологической безопасности и экологической политики Правительством РФ была принята «Экологическая доктрина Российской Федерации», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года, № 1225-р, где стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества. В документе оптимизированы задачи для повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Предполагается, что в государственной политике для принятия скоординированных масштабных мер по преобразованию существующих экономических систем произойдут структурные изменения (сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологических производств), которые и станут ключевой целью экологической политики на ближайшие несколько десятилетий.

А с принятием 30 апреля 2012 года «Государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», которая основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, на принципах и нормах международного права, на федеральных и конституционных законах, и Постановления «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», уже законодательно утверждается и обеспечивается экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, реализуется право каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В этих документах для достижения долговременной экономической устойчивости и развития экономического регулирования рыночных инструментов по созданию экологически чистых технологий предлагается переход к системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов, что по нашему мнению, является движущей силой и основой экологически ориентированного роста экономики.

Ключевую роль в этом процессе должен сыграть переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модели экологически сбалансированной (адаптированной) модернизации экономического развития, экологизации экономики.

Для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления, предлагается реализация новых продуктивных мер государственного регулирования. В документах подчеркивается, что увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5% ВВП позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза существенно повысить энергоэффективность. А это, прежде всего, внедрение экологически эффективных инновационных технологий, которые позволят снизить экологические риски и ряд вызовов, в том числе на истощение ряда критически важных ресурсов, снизят рост техногенной нагрузки и загрязнение природных сред.

Таким образом, постепенный переход на рельсы «зеленого» роста будет достигаться за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов.

Однако рассчитывать на положительные результаты «зеленого» роста в российской экономике можно только в определенных пределах. Устойчивое развитие на перспективу зависит от решения таких вопросов, как обеспечение сложившейся природоемкой промышленности необходимым для производства сырьем при одновременном уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду, учет экологического фактора.

Эксперты ПРООН выделяют пять приоритетных секторов для реализации концепции перехода к «зеленой» экономике:

Энергия (электроэнергия, тепло, нефть и газ). Уменьшение вредного воздействия и переход на альтернативные виды энергетики;
Вода. Одно из приоритетных направлений для государства, которое стремится сократить потребление воды вдвое до 2020 г.;
Отходы. Правительство стремится увеличить текущий уровень утилизации отходов до 70% к 2020 году год;
Сельское и лесное хозяйство должны наращивать производство без ухудшения плодородия почв и экологии в целом;
Транспорт. Большинство перевозок в РФ проводится на дизеле/бензине, что требует также разработки альтернативных «зеленых» подходов для повышения торгового потенциала страны.

Необходимость опережающего развития этих секторов, отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве и «зеленые» технологии в промышленности требует неотложного своего решения и вписывается в пределы экологических возможностей Российской Федерации.

Следует отметить, что четкое понимание перехода от традиционной модели экономического роста к «зеленой» экономике – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего земного шара в целом, а продвижение «зеленой» экономики – это основной способ и единственный.

Организация объединенных наций (Программа по окружающей среде ЮНЕП), так и другие международные организации (Глобальный институт «зеленого роста» (GGGi), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и др.) играют активную роль в продвижении «зеленого роста». Таким образом, все международное сообщество объективно вынуждено искать пути для перехода к «зеленой» экономике – экономике, которая, опираясь на ресурсосберегающие и экологически безвредные производства, повышает благосостояние людей и снижает риски для окружающей среды.

Являясь промышленно развитой страной, Россия обладает своими характерными экологическими, экономическими и социальными проблемами, отличаясь неблагополучной экологической ситуацией, связанной с недостаточным учетом экологического фактора при планировании развития промышленности в предыдущие годы. В этой связи особую актуальность приобретает стратегическое перспективное планирование с принятием неотложных и эффективных мер по стимулированию инвестиций в инновационные экотехнологии и продукты, чтобы обеспечить синергизм между тремя основными уровнями развития – экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающей среды и здоровья людей. Сейчас важен системный подход к планированию долгосрочного социально-экономического развития РФ, с анализом современных природных и техногенных процессов, как основы глубокого научного переосмысления экологической ориентации общественного производства и оптимизации динамичного развития экономики, определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого развития.

И уже исходя из общей идеологии концепции устойчивого развития, вопросы определения долгосрочных социальных и экологических последствий современного экономического развития являются основными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р., где цель экологической политики обозначена довольно четко:

  • значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производства;
  • внедрение и использовании экологически чистых и(или) энергосберегающих технологий;
  • создание экономических стимулов для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами;
  • экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики. (Целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест).

Исходя из общей идеологии Концепции устойчивого развития, следует отметить, что в РФ до сих пор не принята Государственная Стратегия устойчивого развития, несмотря на Указ Президента РФ с поручением Правительству РФ. Очевидно это произошло в связи с серьезной критикой в адрес разработанного проекта многих отечественных ученых, изучающих данную проблему.

Для перехода России на путь устойчивого развития требуется тщательно скоординированные действия во всех сферах экономически промышленного потенциала РФ, переориентация экономических, экологических и социальных институтов и приоритетных направлений. Реализация принятой в 2002 году «Научной основы стратегии устойчивого развития РФ» дала толчок принятию целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 г.», которая затем и была положена в основу «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.).

Для разработки эффективной инновационно ориентированной модели перехода России на путь устойчивого развития необходимо повышение эффективности использования действующих институтов – технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, а также расширение поддержки инновационных кластеров, внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий, связанных с технологическими инновациями.

В связи с этим разрабатываются стратегии и государственные Программы развития отдельных отраслей и комплексов.

«Зелёная» экономика — основа эффективного развития России в сфере природопользования в условиях глобального изменения климата

С 2015 года, под эгидой Российской экологической партии «Зелёные» осуществляется Образовательный эколого-экономический проект «Зелёная» экономика — основа эффективного развития России в сфере природопользования в условиях глобального изменения климата», направленный на экологическое просвещение широких слоёв населения нашей страны в вопросах экологической безопасности, эффективного природопользования и принципов «зелёной» экономики. Успешное внедрение «зелёных» технологий в хозяйственную деятельность страны, предотвращение негативных антропогенных воздействий на окружающую среду помогут остановить деструктивные процессы. Только совместными усилиями научного сообщества, бизнеса, государства и общественности мы сможем достигнуть целей Парижское соглашение, изменить отношение к окружающей среде, способам экономического хозяйствования и вспомнить, что природа не мастерская, а храм всего человечества.

Социальная значимость проекта

Проект нацелен на обеспечение участия молодежи в природоохранной деятельности общественных и государственных организаций, нацеленных на предотвращение негативных антропогенных воздействий на окружающую природную среду, влияющих на изменение климата. Ряд особенностей проекта определяют его особую социальную значимость. Прежде всего – это возможность влияния на улучшение здоровья и качества жизни населения России в условиях перехода на «зелёную» экономику посредством объединения усилий молодых специалистов в области экономики, экологии и природопользования, а также информирование населения об особенностях и преимуществах «зелёной» экономики. Также реализация проекта позволит увеличить количество рабочих мест для молодых специалистов в области применения альтернативных источников энергии.

Переход на экологически чистые производства — это задача со многими аспектами, затрагивающая практически все сферы человеческой деятельности и требующая кроме технических разработок серьезного решения задач образования и воспитания человека. Необходима активная пропаганда и просветительская работа новых «зелёных» технологий.

Экологическое образование и воспитание молодежи — настоятельное требование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают места обитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов — экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей — или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели — повышения экологической безопасности — необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.

Для России само понятие «зеленая» экономика является новым, и оно фактически не используется в официальных документах. Тем не менее, намеченные страной цели на ближайшие 10-20 лет во многом корреспондируют с целями перехода к «зеленой» экономике. Важнейшая цель «зеленой» экономики – повышение энергоэффективности – является приоритетной для России. Она присутствует в Энергетической Стратегии России до 2030 г., Указе Президента РФ «О повышении энергетической и экологической эффективности».

Изменение климата в РФ проявляется значительнее, чем в среднем на планете. Усилившиеся глобальные изменения — небывалая жара, пожары, засуха, наводнения и морозы последних лет приглушили голоса климатических скептиков, утверждавших, что проблема изменения климата надуманна. Доклад о человеческом развитии в РФ, представленный в аналитическом центре при Правительстве в феврале этого года, приводит оценки общих потерь российской экономики от изменения климата в 2–3% ВВП при повышении температуры Земли на 2%. Всемирный банк оценивает потенциальный ущерб от климатических изменений для экономики РФ в $10 млрд в год.

Социальная значимость проекта также включает возможность обмена опытом молодых специалистов в различных секторах экономики посредством современных технологий на федеральном и региональном уровнях, совершенствование разработок и проектов по тематике

Основные цели и задачи проекта

Основные цели проекта: вовлечение молодых ученых и студентов в научно-практическую деятельность в сфере «зелёных технологий» в различных отраслях экономики РФ. Распространение опыта взаимодействия государственных, научных, образовательных структур, общественных организаций и бизнеса в становлении «зелёной» экономики России, вносящей основной вклад в решение проблем глобального изменения климата.

Основные задачи проекта:

  • стимулировать развитие научной деятельности молодых ученых и студентов, направленной на применение «зелёных» технологий в промышленно-экономическом развитии России;
  • выявление и поддержка научно-практических инициатив преподавателей ВУЗов, молодых ученых и специалистов, студентов направленных на совершенствование «зелёной» экономики страны;
  • Формирование широкой информационной площадки для обсуждения научно-практических разработок в области «зелёных» технологий с целью их применения региональными властями и бизнес-сообществами в решении проблем энергоэффективности в российской экономике.
  • Распространение полученного опыта в совершенствовании «зелёной» экономики России на международной арене, как вклад в решение проблем глобального изменения климата
    Подробнее http://green-economics.ru/
Что такое «Зелёная» экономика?

Концепция «зеленой» экономики обсуждалась первоначально в специализированных сообществах, относящихся к экономике окружающей среды, затем она стала рассматриваться на международных встречах по устойчивому развитию. Интерес последних к зеленой экономике также был связан с разочарованием, вызванным сбоями рынков, экономическим и финансовым кризисом 2008 года. Таким образом, новый этап интереса к «зеленой» экономике был связан с поиском перспективного направления, новой парадигмы экономического развития, в которой материальное богатство должно быть застраховано от увеличения экологических рисков, происходящих из-за истощения ресурсов и расширения социального неравенства.

Термин «зеленая» экономика имеет множество трактовок, однако, в отличие от других дефиниций, эти определения практически однородны. «Зеленая экономика в традиционном, узком смысле, определяется как экономика, которая приводит к сокращению экологических рисков и экологических дефицитов, и которая стремится к устойчивому развитию без ущерба окружающей среде. Она тесно связана с экологической экономикой, но имеет более политическую прикладную направленность». В широком смысле «зеленую» экономику рассматривают как экономику, которая совместима с устойчивым развитием, и эту новую форму экономического развития следует рассматривать, как долговременную адаптацию экономической системы к различным кризисам, которые могут возникнуть.

Концепция «зеленой» экономики была сформулирована Карлом Буркартом, на основе шести основных составляющих:

а) Возобновляемые источники энергии.
б) Зеленые здания.
в) Устойчивое развитие транспорта.
г) Управление водой.
д) Управление отходами.
е) Землеустройство.

Однако до появления этой градации мировым сообществом и его лидерами был проделан колоссальный путь до осознания взаимосвязи экологии и экономики.

Основные составляющие концепции «зеленой» экономики

  • Возобновляемые источники энергии (снижение зависимости от ископаемых источников энергии)
  • «Зеленые» города (сокращение выбросов ПГ).
  • Переход на НДТ, экосистемный бизнес, зеленые закупки.
  • Управление водой (чистая вода, снижение водоемкости экономики-учет виртуальной воды, водные биоресурсы).
  • Управление отходами (переход на экономику замкнутого цикла).
  • Землеустройство (прод. безопасность, органич. с/х-во, леса)
  • Россия – экологический донор (оценка и сохранение природного капитала, учет экосистемных услуг)

Условия для перехода к «зеленой» экономике

  • «Зеленые» закупки
  • Субсидии для «зеленой экономики» взамен субсидий в неустойчивое производство и потребление
  • Инвестиции в устойчивую инфраструктуру, включая общественный транспорт и ВИЭ
  • Институциональные изменения (децентрализация)
  • Повышение информированности населения и др.

Переход к «зеленой» экономике зависит от решения двух одинаково важных задач:
Поддержание структуры и функций экосистем (способность экосистем к восстановлению) и природоэффективность.

Три аксиомы «зелёной» экономики:

  • Невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
  • Невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
  • Все на поверхности Земли является взаимосвязанным.

Принципы «зелёной» экономики:

  • Принцип справедливости (равенство);
  • Принцип уважения достоинства (процветание и благополучие для всех);
  • Принцип предосторожности (учет предельных нагрузок на планету);
  • Принцип участия (широкое участие при принятии решений);
  • Принцип управления (подотчетность);
  • Принцип устойчивости (достижение экономической, социальной и экологической устойчивости);
  • Принцип эффективности (стабильное производство и потребление);
  • Принцип связи между поколениями (инвестиции в будущее).

Сегменты «зелёной» экономики:

  • Генерация энергии
  • Хранение энергии
  • Энергетическая инфраструктура
  • Энергоэффективность
  • Транспортировка
  • Вода и сточные воды
  • Воздух и окружающая среда
  • Материалы
  • Производство/Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Рециклинг

Последние исследования, проводившиеся на протяжении нескольких лет показали, что «зеленая» экономика в России не развивается целенаправленно и поступательно, как можно было бы ожидать, учитывая количество принятых государственных документов, посвященных продвижению конкретных направлений, которые считаются приоритетными для ее развития.

С чем это связано?

Доминантой российской экономики является сырьевой сектор, в котором сосредоточен капитал, однако, если в развитых странах он является драйвером применения «зеленых» технологий, в России это не так.

Экологическая эффективность напрямую связана с нормативно-правовой базой. Однако в настоящее время в действующем законодательстве отсутствует определение инновационной продукции. Подчеркнем, что практически все «зеленые» и энергоэффективные технологии являются инновационными. Поэтому законодательные несовершенства в области инновационных решений напрямую отражаются на развитии «зеленых» технологий, на самом понятии «зеленые» технологии. Меры стимулирования, такие как специальные налоговые режимы, снижение платежей тем, кто внедряет на своем производстве энергоэффективное оборудование и материалы, один из эффективных механизмов внедрения «зеленых технологий».

Повышенное внимание к технологиям в сфере производства электроэнергии, на сегодняшний момент является одним из ключевых, так как является источником выброса парниковых газов, опережая по этим показателям транспорт. А развитие альтернативных видов получения энергии, поиск новых технологий выработки энергии является обеспечением энергетической эффективности.