НА КАЖДОГО РОССИЯНИНА ПРИХОДИТСЯ ПО 700 ТОНН МУСОРА

Статья Александры Аставиной в газете «Трибуна» от 26 сентября 2013 года

 

Не знаю, как у вас, но лично у меня каждый раз сердце кровью обливается, когда я собираю или выношу обыкновенный бытовой мусор.

 

Если честно, первый стресс я испытываю, когда разбираю пакеты из супермаркета, раскладываю покупки по своим местам, лишая их упаковок. Зубная паста, скраб для кожи, гель для душа, не говоря уже о продуктах питания – все упаковано тщательно и многослойно. И вот за два дня набирается полное мусорное ведро, львиную долю места в котором занимают именно упаковки, время «службы» которых – максимум месяц (именно столько времени проходит в среднем от момента производства до употребления).

 

Нужен раздельный сбор мусора! – скажете вы. И будете совершенно правы. Но все мы прекрасно понимаем, что организовать его, да еще и с последующей переработкой, не так уж и просто. И тут мне, человеку, рожденному в СССР, особенно больно. Ведь не просто так я стала такой зеленой, и воспитали во мне бережное отношение к окружающей среде не только родные, но и государство. Как сейчас помню, как мы с сестрой под руководством родителей собирали и сдавали макулатуру, и взамен получали даже не деньги – купон на право приобретения дефицитной художественной литературы. Собирали металлолом, стеклотару. Все это перерабатывалось и использовалось снова.

 

Сегодня вдобавок к традиционному мы производим еще и e-waste, так называемый электронный мусор: использованные батарейки и аккумуляторы, сломанные электроприборы – все это представляет немалую опасность для человека наряду с остатками лакокрасочных веществ в таре, различными удобрениями или ядохимикатами, просроченной бытовой химией, медицинскими препаратами, термометрами на основе ртути, энергосберегающими лампами. И это самый e-waste мы никак не перерабатываем и не знаем, куда его нести.

 

Я еще помню те времена, когда пластиковый пакет был редкостью, не буду говорить «роскошью», и в магазины мы ходили с «сетками» или с другими многоразовыми тканевыми емкостями. Да, сейчас многие капиталистические фирмы перешли или переходят на бумажные пакеты, или возвращаются к тем самым многоразовым емкостям, но проблема пластика все равно уже существует и ее надо решать, даже если мы прямо сегодня дружно от него откажемся.

 

В начале этого года, Года охраны окружающей среды, читала об обнаруженной в Тихом океане зоне, состоящей из тысяч тонн плавающего мусора. Британская Independent писала, что мусорная каша уже в два раза превышает по площади континентальную часть США и растягивается от точки примерно в 500 морских милях к Западу от побережья Калифорнии, далее зона мусора простирается через северную часть Тихого океана мимо Гавайев почти что до самой Японии. Считается, что только пятая часть мусора в этой зоне попала туда с кораблей и нефтяных платформ, а все остальное – принесено с земли.

 

Но вернемся к нам, в Россию, где еще 10 апреля 2013 года на совещании «О стимулировании переработки отходов производства и потребления в Российской Федерации» Владимир Путин заявил: «Утилизация отходов, их вторичное использование – сложный, но очень перспективный вид предпринимательской деятельности. Мы должны создать условия для того, чтобы в эту сферу пришли инвесторы, компании, представляющие малый и средний бизнес». Далее, по оценке президента, «объем накопленных отходов в России составляет около 90 миллиардов тонн (в среднем по 700 тонн на душу населения), а в горнодобывающих регионах этот показатель токсичных отходов еще выше. Большая часть из них не имеет собственника». И тут необходимо особо отметить 2 факта. Во-первых, около 80 процентов отходов в России – это совсем не бытовой мусор, о котором шла речь выше, а отходы горнодобывающей промышленности. Во-вторых, у отходов нет собственников, а в условиях капитализма очень трудно найти инвесторов, готовых вкладываться в переработку отходов.

 

Теперь немного политики: вопрос доступа к отходам горной добычи находится в ведении Федерального агентства по недропользованию и крайне забюрократизирован. Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о недрах: «Пользователь имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции». Как правило, разработчик месторождения (пользователь недр) крайне неохотно инвестирует в утилизацию своих отходов, хотя ему и не нужно никаких на то разрешений. Поэтому-то и имеем столько отходов на душу населения в условиях крайнего дефицита инвестиций вообще и в переработку отходов в частности.

 

В преамбуле закона «О недрах РФ» в самом начале сказано, что «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». При этом далее в той же преамбуле, в частности, говорится: «Закон о недрах РФ регулирует отношения… в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств…». Отходы горной добычи находятся выше почвенного слоя и не являются недрами.

 

В сложившихся условиях единственный способ решения этой проблемы, по мнению экспертов «Российской экологической партии «Зеленые», – это совместные усилия государства и бизнеса, так называемое государственно-частное партнерство. Но для того чтобы это стало возможным, вопрос переработки отходов горной добычи необходимо передать под юрисдикцию местных органов власти, а в существующие законы, упомянутые выше, нужно внести изменения.

 

Так, из преамбулы закона «О недрах» исключить фразу: «В связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств». Из пункта 3, статьи 6, раздела II «Пользование недрами» закона «О недрах» исключить фразу: «В том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств»

 

Считаем также необходимым изъять из проекта закона «О переработке отходов», который находится в стадии подготовки, ссылки на закон «О недрах» в отношении отходов горной добычи. Ведь Год охраны окружающей среды – это лишний повод задуматься о том, что мы можем сделать для того, чтобы вкладом в жизнь будущих поколений не стал огромный объем накопленных отходов.

26.09.2013 
Автор :  Александра АСТАВИНА, руководитель информационно-аналитического Управления Российской экологической партии «Зеленые»