ПЕРЕГОВОРЫ ПО КЛИМАТУ В ВАРШАВЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ ДЕМАРШЕМ ЭКОЛОГОВ

На минувшей неделе в польской столице прошел очередной этап переговоров по климату, закончившийся международным скандалом.

 

Впервые за 19 лет проведения подобных мероприятий представители мировых экологических и общественных организаций-наблюдателей на переговорах ООН по изменению климата, в том числе Greenpeace International и WWF International устроили демарш – массово покинули сессию в знак протеста против практически полного отсутствия прогресса в этих самых переговорах. В чем причина столь радикального шага?

 

Дело в том, что задача последней конференции ООН по климату заключалась в создании проекта нового соглашения, который в 2020 году должен был прийти на смену ныне действующему Киотскому протоколу. В итоге нет ни документа, ни даже желания развитых стран выполнять старые обязательства перед развивающимися. Даже если принять позицию тех, кто считает большинство экологических проблем надуманными, а антропогенную причину глобального изменения климата до сих пор так и не доказанной, нужно понимать: Российская Федерация давно является полноценным участником переговорного процесса. В частности, к Киотскому протоколу мы присоединились аж в 2005 году.

 

Российская экологическая партия «Зеленые» также озабочена отсутствием прогресса в переговорах мировой значимости, ведь и сама партия, и конструктивно-экологическое движение «Кедр» стояли у истоков ратификации нашей страной Киотского протокола.

 

Справедливости ради стоит сказать, что де-факто провалилась и предыдущая попытка разработать новое глобальное соглашение по проблеме изменения климата (в 2009 году на саммите в Копенгагене). Через два года было принято решение разработать новый документ к 2015 году. Теперь же нет уверенности и в этом сроке.

 

На импровизированной пресс-конференции участники демарша объяснили свое поведение тем, что, поскольку переговоры не ведут к какому-либо прогрессу, самим экологам лучше потратить время на что-то другое, более ценное, и просто уйти. «Развитые страны фактически взяли в заложники глобальную борьбу с изменением климата в интересах своих отраслей ископаемого топлива», – заявили они.

 

О чем собственно идет речь? Киотский протокол – это международный документ, согласно которому ограничиваются и сокращаются выбросы парниковых газов. В нем предусмотрен механизм «торговли квотами» на выбросы. Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008–2012 годы определенный уровень выбросов интерпретируется как наличие у государства общенациональной квоты – разрешения на выброс равный обязательствам. Таким образом, российская квота равна ее выбросу в 1990 году. Если страна не использует свой лимит полностью, то она может переуступить или продать «остатки» другому государству.

 

Давайте вспомним, что происходит с нашими квотами, кому поручено их распределение и распоряжение ими внутри страны? Ответ для многих может показаться неожиданным – Сбербанку. К сожалению, деятельность эта освещается недостаточно полно. Даже если в любом из поисковиков набрать ключевые слова «торговля квотами» или «продажа квот», то информация в выдаче окажется крайне скудной. Учитывая специфику современного мира, когда сообщение о событии важнее самого события, может сложиться ложное впечатление, что порученную ему работу Сбербанк не выполняет.

 

В момент присоединения к протоколу доля России в мировых выбросах парниковых газов составляла около 17 процентов. Стоит подчеркнуть, что наша страна подписала в 2005 году этот документ без каких бы то ни было предварительных условий. Как тут не вспомнить мысль, изложенную в достаточно одиозной книге «Почему Россия – не Америка?»: климатические реалии на наших бескрайних просторах таковы, что нам приходится и стены в домах делать толще, и для того, чтобы просто-напросто не замерзнуть, сжигать гораздо больше нефти и газа (и соответственно выбрасывать в атмосферу большие объемы СО2), чем подавляющему большинству наших экономических партнеров. Отсюда возникает закономерный вопрос: почему это обстоятельство не учитывалось при присоединении России к Киотскому протоколу, равно как и тот факт, что наша страна обладает не только богатыми ископаемыми, но и лесными ресурсами, которые выделяют в атмосферу соотносимые с выбросами СО2 объемы кислорода? Все это могло бы позитивно сказаться как на самих квотах, так и на размере компенсаций за них. Соответственно появилась бы возможность больше денег тратить на мероприятия, направленные на то, чтобы сделать российскую промышленность более дружелюбной к природе.

 

С другой стороны, Киотский протокол даже в нынешнем его виде приносил и продолжает приносить России пользу. Речь идет о так называемых «проектах совместного осуществления», благодаря которым у зарубежных инвесторов появился стимул вкладываться в те проекты, которые способствуют сокращению энергоемкости нашей экономики, что снижает отрицательное воздействие на природу.

 

Исходя из этого, можно, конечно, продолжать искать подводные камни в конвенциях, убеждать себя и окружающих в том, что глобальное изменение климата и влияние на него парниковых газов – это не более чем теория. Но куда более продуктивным видится настойчивое отстаивание своей позиции на переговорах, защита интересов страны и ее граждан, пусть и путем протестов, если, конечно, они мирные и нацелены на конструктивное решение проблем, получение максимальной выгоды из существующих мировых правил. Ведь если за счет них и вправду можно поменять старые технологии на новые, снизить выбросы в атмосферу, повысить энергоэффективность, снизить тарифы на услуги ЖКХ, в конце концов, то почему бы не помочь гражданам своей страны?

 

 Газета «Трибуна» от 27.11.2013

 

Автор:  Александра АСТАВИНА, руководитель информационно-аналитического Управления Российской экологической партии «Зеленые»